Главная
История
Создание
Жанры
Фестивали
Словарь
Об авторе

Кинословарь

а..в| г..е| ж..и| к| л..о| п, р| с, т| у..я

    Герой

- применительно к кинематографу персонаж фильма, своими чертами м поступками проявивший характер, тенденции и противоречия своего времени; персонаж, наделенный ярко выраженным лицом, социальным или национальным. Герой экрана существует в сложившихся кинематографических и жанровых рамках. На протяжении десятилетий восприятия кинематографа широкой публикой зависело от привлекательности образов экранных героев, что вызвало появление упрощенного взгляда на кино. В наше время это явление отчасти сохраняется, главным образом среди массовых жанров и телевизионных сериалов. Но далеко не всегда авторская концепция фильма выражена через образ героя, часто она проявляется во многих средствах воздействия на зрителя.

    Грим

(франц. grime от староит. grimo - морщинистый) - искусство изменения лица актера для создания определенного образа, с помощью специальных красок, наклеек и прочих средств. Грим необходим также при устранении дефектов кожи лица. Грим в кино должен соответствовать замыслу сценариста и режиссера, стилю работы оператора, условиям киносъемки, характеру освещения и т.д. Когда требуется значительно изменить лицо актера или другие части его тела, применяется пластический грим. В фильмах, решенных в документальном плане, грим либо не используется, либо используется в минимальной степени.

    Декорация

(лат. decoro - украшаю) - композиционно пространственные сооружения в павильоне или на натуре, создающие образ реальной или выдуманной среды действия на основе сценария и режиссерского замысла. Это одно из выразительных средств идейно-художественной реализации замысла картины. Декорации характеризуют стилевые особенности игрового пространства, события и действующих лиц, типические признаки эпохи, атмосферу действия, а также тональность, колорит, фактуру среды.
    Декорации создаются в соответствии с творческим замыслом художника-постановщика фильма, выраженном в эскизах, планировках игрового пространства и в покадровых зарисовках событий. В документальных фильмах декорации либо полностью исключаются, либо применяются в очень ограниченной мере.

    Директор съемочной группы

- организатор производства фильма. Входит в основной состав съемочной группы, осуществляющей постановку. Творческим процессом руководит режиссер-постановщик, а а производственно-финансовой деятельностью - директор съемочной группы. На всех этапах создания фильма, начиная от киносценария и до завершения производства фильма, директор съемочной группы выполняет разнообразные важные функции. Он - распорядитель средств, выделяемых киностудией на постановку; вместе с режиссером-постановщиком, главным оператором, художником-постановщиком отвечает за идейно-художественное качество; принимает участие в решении творческих вопросов: в заключении договора с артистами, консультантами, в обсуждении постановочного проекта, в выборе мест натурных съемок, в определении масштабов постановки, продолжительности и стоимости работ, организует подготовку и проведение съемок батальных и других массовых сцен; обеспечивает благоприятные и безопасные условиия труда для всех участников съемок; поддерживает связь с киностудией и сторонними организациями, выполняющими заказы съемочной группы на изготовление декораций, костюмов, реквизита, а также обслуживание звукозаписывающей, съемочной, осветительной и прочей техники.

    Драматический конфликт

- присутствующее в сценарии и фильме противоречие, положенное в основу сюжета. При этом учитывается как материальный мир, так и мысли, мечты. Типы конфликтов разнообразны: борьба между двумя или несколькими зарактерами или идеями, между характером и обстоятельствами, коллизии сочиально-политические, психологические и др. Своебразие конфликта проявляется не только в тематике, но и на всех уровнях строя фильма. В зависимости от жанра формы конфликта варьируются от жестокого противостояния до ассоциативного сопоставления. Разрешение конфликта - один из определяющих моментов художественной идеи: оно может состоять в победе одной из борющихся сторон, их взаимоуничтожении или примирении, а нередко выносится за рамки произведения (открытый финал). Сложность решаемых сегодня общественных и эстетических задач требует от художников тщательного поиска и особой разработки противоречий, характерных для нашей действительности.

    Дублер

(франц. doublure, от doubler - удваивать) - каскадер, лицо, заменяющее актера при сложных съемках, требующих специальных навыков. Чаще всего дублеров используют в спортивных, приключенческих или музыкальных картинах. Певцы и музыканты выступают дублерами драматических актеров - исполнителей ролей. В съемках опасных трюков эпизодов участвуют каскадеры. Эта профессия редкая, профессионалов-каскадеров очень мало. При съемке картин, где есть эпизоды с пожарами, наводнениями, катастрофами, падением с высоты, авариями транспорта, боями, драками, скачками, пользуются помощью каскадеров.
    Каскадеры - это спортсмены высокого класса. Все каскадеры тщательно готовятся к выполнению каждого трюка, рассчитывают, конструируют и сами создают всевозможные вспомогательные и защитные приспособления. Многие имеют несколько профессий, и не менее важным, чем высокая спортивная квалификация, является для них наличие инженерных, конструкторских знаний и способностей. Для исполнения сложных эпизодов, акробатических трюков приглашаются так же артисты цирка.

    Дубляж

- дублирование кинофильмов, создание новой, идентичной оригиналу фонограммы на другом языке. Фильм, предназначенный к дублированию, многократно просматривается творческой группой в составе режиссера, его ассистента, звукооператора, монтажера, автора нового текста и "укладчика" текста. Детально изучаются стилистические особенности кинопроизведения. Затем фильм разбивают на конкретные короткие эпизоды и разрезают.
    Следующим этапом в процессе дубляжа является "укладка" и литературная обработка текста. Автор литературного перевода и "укладчик", сохраняя смысловое и эмоциональное содержание оригинала, подбирают слова перевода, соответствующие артикуляции персонажей на экране.
    Основным этапом работы является речевая тонировка, во время которой актеры под руководством режиссера добиваются наиболее точного воспроизведения всех деталей игры актеров фильма-оригинала при обязательном соблюдении синхронности речевой артикуляции. Записывается новая речевая фонограмма. Новый диалог, музыка, шумы объединяются в процессе перезаписи.

Евтюшкина Ирина, ВГПУ, 2009
счетчик посещаемости